Франция расколота и парализована

30 июня и 7 июля в 68-миллионной Франции прошли досрочные парламентские выборы.

30 июня и 7 июля в 68-миллионной Франции прошли досрочные парламентские выборы. На них французы не пустили к власти националистов. Но правящим либералам во главе с президентом Эмманюэлем Макроном пришлось за это заплатить тяжёлыми потерями и утратой возможности проведения новых реформ в оставшиеся 3 года его нахождения у власти. Рассказывает обозреватель «Улицы Московской» Михаил Зелёв.

Великий реформатор
46-летний либеральный президент Эмманюэль Макрон – великий преобразователь.
За 7 лет своего правления он провёл множество реформ, нацеленных на повышение конкурентоспособности Франции. Среди них особо выделяются либерализация рынка труда, налоговая реформа, повышение пенсионного возраста с 62 до 64 лет, ужесточение иммиграционной политики.
История высоко оценит его заслуги в проведении промышленной политики, укреплении НАТО и ЕС, в выводе французских войск из Нигера, Буркина-Фасо, Мали и Чада.
Неудивительно, что французские либералы и лично Э. Макрон стали предметом ненависти всех реакционных сил страны. Как показал, например, опрос Harris Interactive, проведённый 28–30 мая, деятельность Э. Макрона на посту президента одобряют всего 42% французов, а не одобряют – 58%.
Но то, что произошло на парламентских выборах, нельзя списывать лишь на косность значительной части французского общества, болезненно приспосабливающегося к последствиям постиндустриального развития и глобализации.
В экономике с конца 2022 г. царит застой. Это следствие кризиса в соседней Германии, которую разрыв с Россией в 2022 г. лишил доступа к дешёвому топливу.
Реформы Э. Макрона оздоровили рынок труда. Безработица держится на отметке в 7%. Это самый низкий уровень с 1981 г.
Однако это всё равно очень много. Достаточно сравнить положение во Франции с ситуацией в других крупных развитых странах. В Германии, Италии, еврозоне в целом и в Канаде безработица равна 6%, в Англии и США – 4%, в Японии и Южной Корее – 2%.
Не вдохновляет французов и положение с иммиграцией. Именно при нынешнем президенте доля иммигрантов во французском обществе перевалила за отметку в 10%. Процесс интеграции выходцев из отсталых и далёких в культурном отношении стран Азии и Африки идёт очень тяжело и болезненно.

Ошибка президента
9 июня либералы потерпели тяжёлое поражение на выборах в Европейский парламент от националистов из «Национального объединения» (НО) во главе с 28-летним Жорданом Барделлой. В тот же вечер Э. Макрон внезапно распустил Национальную ассамблею и назначил досрочные выборы.
Никакой потребности в них не было. Срок полномочий нижней палаты парламента истекал лишь в 2027 г. Либеральной партии «Возрождение» и её союзникам, объединённым в блок «Вместе в поддержку Республики», не хватало примерно 45 мест до абсолютного большинства в Национальной ассамблее. Но это ничуть не мешало им править страной и проводить прогрессивные реформы.
Именно либералы, будучи ведущей политической силой страны, формировали правительство меньшинства. Они легко избегали вотума недоверия, играя на противоречиях между националистами и левыми партиями. Либералы могли рассчитывать на поддержку консервативных «Республиканцев».
В крайнем случае они могли проводить свои реформы в обход парламента. Такое вполне допускается конституцией Пятой республики. Наконец, Э. Макрон мог периодически менять своих премьер-министров, списывая на них накопившееся в обществе недовольство.
Скорее всего, президент рассчитывал, что вся страна в едином порыве объединится перед угрозой прихода к власти националистов. Ведь так уже бывало раньше. Он был уверен, что это объединение произойдёт именно вокруг него и его либеральной партии, а поможет ему в этом деле несправедливая мажоритарная избирательная система абсолютного большинства.
Президент сильно ошибся. Стало ясно, что он утратил ясное представление о настроениях собственного народа.
В конечном счёте французы действительно не пустили к власти националистов. Только всё это обернулось тяжёлыми потерями для самих правящих либералов.


Во-первых, Э. Макрон недооценил тот уровень ненависти, который разлит во французском обществе после проведённых им болезненных реформ.
Во-вторых, Э. Макрон не учёл, что отношение к националистам во Франции постепенно меняется. Их отказ от наиболее ужасных положений своей программы (например, от выхода из ЕС и еврозоны) делает НО всё более уважаемой обычной политической партией, которая уже не вызывает оторопь у большинства избирателей.
В-третьих, Э. Макрон недооценил способность левых сил к объединению, их готовность ради победы над либералами закрыть глаза на раздирающие их противоречия.

Первый тур: бегство от либералов
В итоге первый тур выборов 30 июня превратился в бегство левых и правых от либерального центра.
Две вполне вменяемые глобалистские левые партии – социалисты во главе с 55-летним Оливье Фором и зелёные – стремительно объединились с реакционными коммунистами из «Непокорной Франции» во главе с 72-летним Жан-Люком Меланшоном. Новое издание их блока получило название «Новый народный фронт» (ННФ).
А консервативные «Республиканцы» разделились практически пополам. Их правое крыло поспешило примкнуть к националистам.
Явка в обоих турах составила 66%.
В 1-м туре правящие либералы заметно сдали. Они откатились на 3-е место, получив всего 21,2% голосов (–4,5 процентного пункта по сравнению с выборами 2022 г.).
Ещё хуже оказались результаты консерваторов. Партия Шарля де Голля и Жака Ширака, точнее оставшаяся от неё небольшая часть, по-прежнему преданная идеалам Республики, прогресса и демократии, набрала всего 6,5% голосов (–4,7 п. п.).
НО торжествовало. Оно завоевало 33,2% голосов (+14,6 п. п.). За него голосовали служащие, рабочие, пенсионеры, жители деревень, небольших и части средних городов (до 200 тыс. жителей).
ННФ несколько укрепил свои позиции, получив 28,2% голосов (+2,6 п. п.). За левых голосовала преимущественно молодёжь, а также жители средних (свыше 200 тыс. жителей) и крупных городов.

Второй тур: все объединяются против националистов
То сплочение против националистов, на которое изначально рассчитывал Э. Макрон, произошло только перед 2-м туром.
Во Франции во 2-й тур парламентских выборов проходят все кандидаты, завоевавшие в своём округе более 12,5% голосов зарегистрированных в нём избирателей.
Между двумя турами шло массовое снятие в пользу друг друга кандидатов от либералов и ННФ. Мы видели, как бывший либеральный премьер-министр Эдуар Филипп (2017–2020) призывал голосовать за кандидата-коммуниста, а Жан-Люк Меланшон – за ненавистную Элизабет Борн, бывшего премьер-министра (2022–2024), что повысила пенсионный возраст.
В итоге по числу полученных мест НО оказалось лишь на 3-м месте. Националисты завоевали всего 142 мандата (из 577), правда проведя при этом в парламент 53 дополнительных депутата.
Больше всего мест завоевал ННФ. Он получил 180 кресел в парламенте, увеличив своё представительство на 49 депутатов.
Либералы оказались на 2-м месте со 159 мандатами. Они потеряли около трети депутатских кресел (86) по сравнению с парламентом предыдущего созыва.
Консерваторы довольствовались всего 39 местами (–25 мандатов).

Расколотый парламент, парализованная страна
Президент получил совсем не то, что хотел. У него было верное правительство, готовое проводить его реформы, даже не имея большинства в парламенте. Теперь ничего этого не будет. С либеральными реформами во Франции пока покончено.
Впрочем, одновременно отпала и угроза отмены уже проведённых реформ. При нынешнем составе Национальной ассамблее, расколотой на 3 примерно равные большие фракции, появление правительства контрреформ невозможно.
Мы не знаем, кто сформирует новое правительство.
Возможны 4 его варианта.
Во-первых, это левое правительство меньшинства из числа партий, образовавших ННФ.
Во-вторых, это либеральное правительство меньшинства.
В-третьих, это правительство большинства, образованное либералами, социалистами, зелёными и консерваторами.
В-четвёртых, это кабинет во главе с каким-нибудь уважаемым крупным чиновником-технократом, не связанным ни с одной из партий.
Через год Э. Макрон согласно конституции получит возможность распустить Национальную ассамблею уже нового созыва. Только вряд ли он этим воспользуется. Президент понял, что досрочные выборы могут привести только к ухудшению его позиций.
Так что нынешний созыв нижней палаты парламента проработает вплоть до следующих президентских выборов 2027 г. Распускать его будет уже следующий президент, кем бы он ни был.
А до тех пор Франция будет парализована. У неё не будет возможности ни двигаться вперёд, ни откатываться назад. Не будет ни реформ, ни контрреформ.
Михаил Зелёв, кандидат исторических наук

 

Автор:  Михаил Зелёв

Последние новости

Новый врач-рентгенолог присоединился к Городищенской районной больнице

Кристина Солдатова начала свою карьеру в рамках программы 'Земский доктор'.

Пензенская область запускает «Сертификат здоровья молодоженов» в Год семьи

Новая инициатива призвана поддержать будущие семьи и повысить рождаемость.

В Пензе пройдет Всероссийская конференция по трансфузиологии

Специалисты обсудят безопасность и инновации в переливании крови.

Card image

Сравнение гофрокартона с другими материалами упаковки по целому ряду параметров

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Минеральных Водах, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *