Пензенский министерский рейтинг: акценты восприятия
Публикация «Пензенский министерский рейтинг: аппаратный вес и ролевые предназначения» вызвала оживление у читающей публики и побудила меня, как ее автора, развить тему.
Публикация «Пензенский министерский рейтинг: аппаратный вес и ролевые предназначения» вызвала оживление у читающей публики и побудила меня, как ее автора, развить тему.
Ввиду того что мне не случается присутствовать на министерских совещаниях и заседаниях, пришлось обратиться к лицам, которые, благодаря длительному пребыванию в коридорах власти, обладают экспертным знанием в этой области. Эти эксперты помогли мне расставить акценты в восприятии результатов рейтингования.
Результаты рейтинга вызвали двоякое ощущение или восприятие.
Кажется, все догадывались, сколь велика роль в правительстве министра строительства Гришаева, министра ЖКХ Панюхина, вице-премьера Рябихиной. Несмотря на то, что они всячески минимизируют свое присутствие в публичном пространстве, всячески открещиваются от того, чтобы обозначать свою значимость как руководителей, они в десятке лидеров.
Гришаев – 1 место в интегральном рейтинге. Панюхин – 8 место. Рябихина – 9 место.
Но, скажем, 4 место у Калентьева, министра сельского хозяйства, 6 место у Космачева, министра здравоохранения, 9 место у Итальянцева, министра градостроительства, вызывают определенное удивление. Эти персоны в интегральном рейтинге стоят выше вице-премьера (на момент проведения опроса) Алексея Костина и вице-губернатора Сергея Федотова. Какие факторы усиливают их аппаратный вес?
Или, скажем, каким образом Зуфяр Бибарсов, руководитель весьма мелкого министерства по делам архивов (по количеству курируемых ведомств – 26 место из 27), оказался выше министра труда Алексея Качана и министра госимущества Андрея Кудинова?
Тот факт, что назначенцы или выдвиженцы лично Олега Мельниченко (Федотов, Щекин, Хакимов, Бочкарева, Бычков, Понякин, Балакин) оказались в этом рейтинге во второй или нижней половине, представляется на первый взгляд очевидной вещью. Дескать, места в верхней части рейтинга занимают персоны с более длительным сроком пребывания в административно-политической корпорации региона.
Между тем три года – достаточный срок, чтобы обрести аппаратный вес и репутацию сильного аппаратчика. И потому представляет интерес понимание тех факторов – обстоятельств и личностных качеств, – которые одних персон выводят наверх, а других удерживают внизу.
* * *
Не по всем персонам, что состоят в рейтинге, мне удалось собрать релевантное экспертное мнение. Возможно, настоящая публикация побудит активных и компетентных читателей «Улицы Московской» своими комментариями продолжить тему.
Начну с персон, что оказались в нижней части рейтинга.
БАЛАКИН Сергей , министр цифрового развития, транспорта и связи, в министерском рейтинге оказался на 27 месте. Наверное, это самый удивительный факт. Ведь это министерство и лично министр Балакин отвечали за так называемую реформу общественного транспорта. Эта реформа вызвала не вполне одобрительную оценку общественности.
Но министр Балакин выполнял при этом личное поручение губернатора Мельниченко и, казалось бы, по параметру «Доступ персоны к губернатору и степень доверительности отношений с ним» должен был оказаться в первой десятке.
Между тем Балакин получил по параметру доверительности отношений с губернатором 3,5 балла и 26 место из 27.
Конечно, общественный транспорт – танкоопасное направление. Но за назначением Балакина на пост министра стоят будто бы серьезные люди, владельцы транспортных компаний, в этой связи упоминают братьев Фоминых, у которых есть бизнес-интересы и в Саратове, откуда Балакин и прибыл в Пензу на должность министра. Наверное, поэтому по параметру «Наличие поддержки со стороны бизнес-структур» Балакин получил 3,67 балла и разделил 12–13 место с министром экономики Алмазом Хакимовым.
Надо понимать, что сфера общественного транспорта – это большие деньги и вместе с тем большие хлопоты. Между тем если верить биографии Сергея Балакина, до назначения министром он не занимал самостоятельных должностей.
Хуже другое. По наблюдениям экспертов «УМ», на совещаниях в правительстве Сергей Балакин тихо сидит в уголке и копается в своем смартфоне. Ему вроде как малоинтересно, что происходит, как решаются вопросы.
«Не боец», – резюмировал свое мнение о Балакине один из экспертов.
* * *
По-видимому, и Александр ПОНЯКИН , министр по охране памятников истории и культуры, 26 место в рейтинге, тоже не боец. Его результаты в рейтинге мало отличаются от результатов Балакина. Разве только по параметру «Способность выполнять должностные обязанности» Понякин стоит на 4 ступени выше Балакина.
В должности министра Александр Понякин стал, по мнению наблюдателей, носить дорогие костюмы, но по натуре остался главным специалистом. Дескать, не дотягивает до роли министра. Впрочем, и амбиций на карьерный рост не имеет.
Но он дружит с правильными людьми, которые имеют неформальное влияние, в том числе в кадровых вопросах.
* * *
ЯГОВ Олег, вице-премьер, 24 место в министерском рейтинге. В правительстве области в должности вице-премьера работает с сентября 2016 г. То есть назначенец тогдашнего губернатора Ивана Белозерцева. До прихода в правительство опыта работы в органах власти и управления не имел.
Вот уж кто не оправдал ожиданий, так это Олег Ягов.
В биографии Ягова, что размещена в Википедии, упоминается огромное количество достижений. Но ни одно из них не сработало в пользу Ягова в нашем рейтинге.
Вице-премьер Ягов, по свидетельству очевидцев, мастерски проводит совещания, укладывается в академический час. Совещания проводит в той манере, к которой привык в студенческой аудитории: он – ментор, присутствующие – студенты.
Но положительные качества, что он приобрел в вузовской среде: интеллектуальность, вежливость – не всегда удобны и применимы в аппаратной среде.
В аппаратной среде важны договоренности и их выполнение. С этим у Ягова, по мнению экспертов «УМ», не все ладно. Не исполняет будто бы вице-премьер Ягов договоренности.
Возможно потому, что не хочет ни с кем ссориться, не идет в рабочем порядке на обострение отношений.
Скажем, дает вице-премьер Ягов поручение своему подведу министру образования Алексею Комарову, а тот в ответ дает понять, что если ему это поручение поступит еще и от губернатора, то он будет его выполнять.
По версии нашего эксперта, Комаров скорее будет выполнять поручение директора Института регионального развития Геннадия Белорыбкина, благодаря протекции которого Комаров и оказался в Пензе на посту министра образования.
* * *
ХАКИМОВ Алмаз , министр экономического развития и промышленности, 20 место в министерском рейтинге.
Считается, что место министра в Пензе Алмаз Хакимов получил благодаря протекции Фарида Мухаметшина, выдающегося государственного деятеля Татарстана последних 30 лет.
Несмотря на такой уровень протекции, по параметру доверительности отношений с губернатором Хакимов находится на 22 месте. Единственный параметр, в котором Хакимов вошел в первую десятку, это «Желание контролировать других» (10 место). Здесь он обошел вице-премьеров Кувайцева и Космачева и премьера Симонова.
По оценке наблюдателей, Алмаз Хакимов в должности министра не демонстрирует открытости. Возможно потому, что по натуре он малоразговорчив.
В аппаратных отношениях придерживается традиционного восточного стиля: перед вышестоящими демонстрирует смирение, в отношении подчиненных проводит жесткий стиль руководства. Возможно, по этой причине наблюдатели отмечают текучку кадров в его министерстве.
Несмотря на почтительное отношение к начальству, перед вице-премьером Костиным Хакимов не прогнулся, просто его игнорировал. По оценке наблюдателей, не имел с Костиным рабочих отношений. И ему это сходило с рук.
* * *
ФЕДОТОВ Сергей , вице-губернатор, 18 место в министерском рейтинге. Неожиданно. Учитывая функционал должности и место, занимаемое Федотовым по параметру «Доступ к губернатору и степень доверительности отношений с ним» (1 место, 9 баллов), вице-губернатор Федотов должен был бы занять место в диапазоне от 10 до 12.
Объяснение может быть такое. Сергей Федотов в должности вице-губернатора малоактивен в публичной сфере, держится в тени своего патрона. В том числе и потому, что имеет цель не навредить ему.
Поясню на контрасте. Вице-премьер Лариса Рябихина, которой после прихода на пост руководителя области Олега Мельниченко в марте 2021 г. прочили немедленную отставку, при его предшественнике исполняла должность вице-губернатора. И в этой должности очень активно разрешала проблемные ситуации якобы в интересах губернатора Белозерцева. Именно в то время она и приобрела репутацию решальщика проблем.
Но, кажется, мало кто сегодня задумывается над тем, каким образом деятельная активность вице-губернатора Рябихиной сказывалась на репутации губернатора Белозерцева.
Во всяком случае, публичное пространство было заполнено сигналами о конфликтах интересов внутри пензенской элиты. Эти сигналы доводились до Администрации Президента, где, очевидно, делали свои выводы о том, что губернатор Белозерцев – это слабое звено и от него лучше избавиться.
Все произошло так, как произошло. И Лариса Рябихина, чья деятельность по разруливанию проблемных ситуаций внесла свой вклад в понижение рейтинга губернатора Белозерцева, осталась в команде нового губернатора.
На этом фоне отсутствие активности со стороны вице-губернатора Сергея Федотова по разрешению проблем (у него по этому параметру 24 место) можно оценить как проявление здравого смысла и как стратегический расчет.
Губернатор Олег Мельниченко сам вправе решать, какие проблемы ему разруливать и каким образом достигать этих целей, не вынося проблемы в публичное пространство.
Если бы Ивану Белозерцеву хватило интеллектуального ресурса самому разруливать конфликты интересов и не доверять это дело ни Рябихиной, ни премьеру Симонову, он бы с меньшим ущербом для своей репутации вышел из той истории, в которую попал.
Сергей Федотов потому аккуратен в исполнении служебных отношений, что умеет работать в заданных ему губернатором параметрах. Плюс он по натуре человек, который не склонен выпячивать свою роль, дабы не подумали, что он преувеличивает себя. Ему комфортно в той нише малопубличности, в которой он сегодня работает.
На самом деле вице-губернатор Федотов имеет и личностный, и профессиональный ресурс для роста в административно-политической корпорации региона, для усиления аппаратного веса и для укрепления своей репутации в качестве государственного служащего современного типа.
* * *
МАСЛОВ Павел , полномочный представитель губернатора по внутренней политике, 16 место в министерском рейтинге.
Могу допустить, что если бы за Масловым была сохранена должность министра внутренней и информационной политики, он в нашем рейтинге занял бы место на 4-5 ступенек выше.
По оценке наших экспертов, Павел Маслов обладает всеми качествами эффективного руководителя. Однако, несмотря на это, его дважды пытались отстранить. Первый раз с должности вице-премьера, курирующего внутреннюю политику. Второй раз – с должности министра внутренней и информационной политики.
Эксперты оценивают Павла Маслова как представителя нового поколения лидеров. Талантливый чиновник, амбициозен, функционален, имеет потенциал, себя еще не раскрыл. Способен разруливать ситуации. Единственный специалист в правительстве, кто разбирается во внутренней политике. В этом качестве востребован.
* * *
КУДИНОВ Андрей , министр государственного имущества, 14 место в министерском рейтинге.
По оценке наших экспертов, должность министра госимущества – расстрельная. При этом Андрей Кудинов в этой должности пережил и Бочкарева, который его выдвинул, и Белозерцева, и благополучно служит при губернаторе Мельниченко. Как заметил один из экспертов: «Кудинов пересидел двух губернаторов, сам на свободе и при должности».
Это не просто признак стабильности. Это признак большого ума и того обстоятельства, что работу свою Андрей Кудинов знает. Большой плюс Кудинова – крайняя осторожность и обостренное чувство самосохранения.
Андрей Кудинов по рождению элитарий. Отец его, Михаил Карпович Кудинов, 20 лет (1972–1992 гг.) возглавлял Транспортное управление Пензенской области, был одним из тех, кто способствовал карьере Василия Бочкарева. Мама Андрея Кудинова, Валентина Феофановна, работала в Пензенском облисполкоме при Дорошенко и Щербакове.
* * *
КАЧАН Алексей , министр труда, социальной защиты и демографии, 13 место в министерском рейтинге.
Качан является назначенцем Ивана Белозерцева, который склонен был привлекать на государственную службу военных людей.
В должности гражданского министра Качан, по мнению экспертов, демонстрирует военное мышление. У него все происходит по регламенту. Он умеет давать поручения и проверять их исполнение. С работой справляется. По параметру «Способность выполнять должностные обязанности» он делит 7–8 место с Михаилом Панюхиным. Публичные мероприятия не инициирует, но публичности не боится. Осторожен и незаменим.
* * *
БИБАРСОВ Зуфяр , министр по делам архивов, 12 место в министерском рейтинге, 1 место (7,67 балла) по параметру «Желание контролировать других». По мнению наших экспертов, отличается склонностью угождать начальству, в том числе по вопросам, осуществление которых способно нанести ущерб обществу и государству.
«УМ» рассказывала о том, что при губернаторе Белозерцеве предпринималась попытка изъять здание бывшего партархива в интересах сыновей Белозерцева. Председатель Комитета по делам архивов Бибарсов готов был пойти на поводу у этих лиц.
Благодаря тому, что тема была предана публичности, здание партархива не перешло в собственность частных лиц и сами архивные документы остались в сохранности на месте, куда исследователи приходили работать несколько десятилетий.
В настоящее время министр Бибарсов является участником судебного процесса, предметом которого является конфликт с сотрудниками Государственного архива Пензенской области.
* * *
ИТАЛЬЯНЦЕВ Александр , министр градостроительства и архитектуры, 9 место в министерском рейтинге, 6 место (6,67 балла) по параметру «Готовность отстоять свою правоту».
Неожиданный результат для руководителя, который не имеет бэкграунда работы в Пензе на больших должностях. Очевидно, в пользу высокого места Александра Итальянцева в нашем рейтинге сыграли факторы личностного и профессионального характера.
По мнению одного из экспертов, Александр Итальянцев очень грамотно проводит заседания градостроительного совета, что вызывает уважение архитектурной общественности.
Впрочем, есть мнение, что столь грамотно работой министерства рулит первый заместитель министра Алеся Ахмерова. Но она старается себя не выпячивать, быть в тени как можно дольше, ибо на самом деле она в минграде является ставленницей одной из девелоперских групп Пензы.
Эксперты «УМ» допускают, что в перспективе роль Алеси Ахмеровой будет заключаться в том, чтобы перехватить или отбить нишу консультирования в части землепользования и землеустройства у Людмилы Кипуровой.
* * *
РЯБИХИНА Лариса , вице-премьер, 8 место в министерском рейтинге, 1 место (9 баллов) по параметру «Умение разрешать проблемные ситуации» и 3 место (7,86 балла) по параметру «Способность выполнять должностные обязанности».
Какую бы должность Лариса Рябихина ни занимала – в мэрии или в правительстве, – она очень ответственно подходит к своей работе. Задача поставлена – она ее выполняет, не саботирует.
ВКБ ее ценил и обкатывал, готовил к занятию высоких должностей.
Лариса Рябихина играет на поле политики, на котором доминируют мужчины, и вполне справляется с задачами, что перед ней ставят мужчины. Ей хватает жизненной энергии. По натуре она боец.
Оплошность губернатора Белозерцева состояла в том, что он передоверил вице-губернатору Рябихиной слишком большие полномочия, которые позволили ей чувствовать себя самостоятельной по отношению к Белозерцеву и играть в свою игру.
* * *
ПАНЮХИН Михаил , министр ЖКХ и гражданской защиты населения, 7 место в министерском рейтинге, 6 место (7,14 балла) по параметру «Доступ персоны к губернатору и степень доверительности отношений с ним», 7 место (7 баллов) по параметру «Умение разрешать проблемные ситуации», 7–8 место (7,14 балла) по параметру «Способность выполнять должностные обязанности».
Оценка министра Панюхина нашими экспертами: профессиональный (разбирается в технических деталях своей отрасли, способен отличить теплотрассу от колодца), порядочный, умеет принимать критику, не говорит в случае обнаружения в его подведе проблемной ситуации «это не я, это не мое».
* * *
КОСМАЧЕВ Вячеслав , министр здравоохранения, 6 место в министерском рейтинге, 3 место (7,86 балла) по параметру «Умение разрешать проблемные ситуации», 3–4 место (7,29 балла) по параметру «Готовность отстоять свою правоту».
Ведомство свое, по оценке экспертов, контролирует. Не стал ломать выстроенную Стрючковым систему, жесткой кадровой зачистки не произвел.
Все делает в срок и согласно поручениям и техзаданиям. Объекты своевременно вводятся в строй.
Во времена пандемии приобрел опыт антикризисного управления.
Несмотря на то, что здравоохранение – танкоопасное направление, с работой справляется. Губернатор к мнению министра Космачева прислушивается.
* * *
КАЛЕНТЬЕВ Роман , министр сельского хозяйства, в министерском рейтинге 4 место, по параметру «Готовность отстоять свою правоту» 1–2 место (7,43 балла), по параметру «Наличие поддержки со стороны бизнес-структур» 2 место (6,86 балла), по параметру «Способность выполнять должностные обязанности» 5–6 место (7,29 балла).
Имеет опыт работы в народном хозяйстве и в государственном управлении. Понимает, как работают социальные связи, чувствует себя как рыба в воде в аппаратном плане.
Умеет принимать решения и нести за них ответственность. Все процессы у него грамотно выстроены. Умеет осваивать федеральные ресурсы, уверенность в этом плане ему придает фактор личных отношений с Наумом Бабаевым и Дмитрием Патрушевым.
По оценке наших экспертов, Роман Калентьев внешне сдержан, но способен играть роль альфа-самца на поле управления.
Для Пензы свой. Имеет потенциал роста в Москве.
* * *
ГРИШАЕВ Александр , министр строительства и дорожного хозяйства,
1 место в министерском рейтинге, 1 место по параметрам «Наличие поддержки со стороны бизнес структур» (8,71 балла) и «Способность выполнять должностные обязанности» (8,71 балла), 2 место по параметру «Умение разрешать проблемные ситуации» (8,86 балла).
Один из наших экспертов сравнил роль министра Гришаева с фигурой Ресина, вице-мэра Москвы при Лужкове.
Абсолютный авторитет у строителей, умеет по-прорабски говорить с прорабами и по-хозяйски с хозяевами.
Умеет осваивать федеральные деньги.
Умеет показывать объекты гостям и получать дополнительные преференции для области и своего министерства.
* * *
СИМОНОВ Николай , председатель Правительства Пензенской области,
3 место в министерском рейтинге после министра Гришаева и после министра финансов Финогеевой, 1–2 место
(7,57 балла) по параметру «Количество и влиятельность курируемых персоной министерств и ведомств», 3 место (6,43) по параметру «Наличие поддержки со стороны бизнес-структур».
Наверное, Николаю Симонову
немножко грустно осознавать, что,
будучи первым в правительстве по должности, он в рейтинге аппаратного веса третий.
Возможно, он понимает, что время его уходит, что он не имеет тех сил, того запаса энергии, что были раньше, и потому ему трудно приходится при исполнении должностных функций.
Место премьера на самом деле ключевое. И не только в том плане, что премьер второй после губернатора, кто распределяет ресурсы.
Важнее другое: задача премьера сегодня – генерировать новые идеи, реализация которых давала бы экономический рост области.
По мнению наших экспертов, Николай Симонов с этой задачей не справляется. Он по-прежнему работает «пожарником», как это сложилось при губернаторе Белозерцеве.
В пользу Симонова в должности премьера говорит лишь то, что в случае если место премьера станет вакантным, то за него развернется борьба между группами влияния. И губернатор будет вынужден принимать чью-то сторону.
Однако надо понимать, что смена поколений во власти – это естественный и неумолимый процесс. Если сегодня к власти приходит поколение тех, кто родился в период с 1972 г. по 1982 г., то доминирование в органах власти и управления, в том числе в областном правительстве, лиц старших возрастов выглядит ана-хронизмом и играет на торможение в принятии управленческих решений.
Не скажу, что через 3–5 лет будет поздно осуществлять обновление кадров, но запал на работу во власти, который сегодня имеют 40-летние кадры, у них
поубавится. Впрочем, я могу ошибаться, и 3–5 лет окажутся тем сроком, за
который эти кадры наберутся опыта, а общество дозреет до необходимости перемен.
Но решение о фигуре на должность премьера нужно принимать поскорее. Чтобы эту фигуру не навязали Пензе из Нижнего Новгорода, Саратова или Казани.
Валентин МАНУЙЛОВ
Последние новости
Пензенская область демонстрирует рост промышленного производства
Индекс промышленного производства в регионе увеличился на 9,7% за 10 месяцев 2024 года.
Санитарная авиация в Пензенской области: быстрая помощь пациентам с сердечными заболеваниями
Внедрение санитарной авиации значительно улучшает доступность медицинской помощи.
Новая система мониторинга беременных внедрена в Сердобской больнице
Пилотный проект направлен на поддержку женщин и повышение рождаемости в Пензенской области.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией