Нина Прокофьева: рабочие будни врача

Специально для «Улицы Московской» рассказывает Нина Прокофьева – заместитель главного врача по лечебной работе ГБУЗ «Клиническая больница № 6 имени Г. А. Захарьина» в филиале на ул.

Специально для «Улицы Московской» рассказывает Нина Прокофьева – заместитель главного врача по лечебной работе ГБУЗ «Клиническая больница № 6 имени Г. А. Захарьина» в филиале на ул. Гагарина, 24.

– Нина Михайловна, как Вы стали врачом?
– Мама этого хотела. Я выросла в обычной семье, родители – дети войны, без высшего образования. Мама работала медсестрой в больнице и видела меня медиком. Я сразу после школы поступила в Астраханский медицинский институт, училась хорошо, окончила в 1982 г. В этом году мой стаж приближается к 42 годам, из них я 32 года в специальности «организация здравоохранения».
Начинала я как участковый врач в 1-й городской больнице. Семь лет я отработала на участке и в то же время пыталась себя везде попробовать, не бросая основную работу. Совмещала врачом скорой помощи по 6 дежурств в месяц (опять же, материально это помогало), в медучилище преподавала.
Если бы не многочисленные реорганизации, у меня в трудовой книжке была бы единственная запись, что я работаю на Гагарина, 24, кроме двух лет клинической ординатуры.
Моим первым главным врачом был Анатолий Васильевич Аббакумов, талантливейший врач, знаковый человек в здравоохранении Пензенской области. К сожалению, в прошлом году он ушел из жизни.
Кстати, в середине апреля 2024 г. исполняется 86 лет со дня открытия 1-й городской больницы. Теперь ее уже нет, мы работаем как филиал 6-й клинической больницы. Когда нас объединяли, я осталась здесь – я преданна этому месту, потому что родилась здесь как врач.
В ординатуру сейчас идут сразу с учебной скамьи. Таков порядок. В мое время надо было отработать 3 года, и я считаю, что это правильно. Я отработала 8 лет, включая интернатуру, прежде чем поступила в ординатуру, понимая, что нужно подтянуть. В поликлинике я набралась достаточно опыта, чтобы поднять свой уровень осознанно.
В ординатуре на базе 6-й больницы я проходила обучение на кафедре терапии у профессора Ивана Порфирьевича Татарченко. Мне хотелось быть кардиологом, но так сложились обстоятельства, что по окончании обучения мне предложили должность заместителя главного врача по экспертизе временной нетрудоспособности, с чего и началась моя трудовая деятельность как организатора здравоохранения.
В дальнейшем – работа в должности заместителя по клинико-экспертной работе, заместителя по амбулаторно-поликлинической работе. Даже год с небольшим работала в должности главного врача 1-й городской больницы, но это не для моего характера.
– Вы все же занимаете следующую после главврача позицию.
– В настоящее время я являюсь заместителем главного врача по лечебной работе – это ближе к специальности врача как такового. В ведении главного врача – организация важных стратегических (выполнение программ), а также решение хозяйственных вопросов: строительство, ремонты, бюджет.
Мне хочется работать с людьми, я люблю пациентов, сотрудников.
– Что лечат сегодня в филиале 6-й больницы на ул. Гагарина?
– Мы работаем как больница скорой помощи. Лечебный корпус на ул. Стасова многопрофильный, а наш стационар принимает пациентов по двум направлениям – кардиология и неврология. И в ноябре 2022 г. открылось отделение амбулаторной реабилитации.
В неврологии – отделение на 60 коек для больных с острым нарушением мозгового кровообращения (инсульты), такое же, как на ул. Стасова, и отделение общей неврологии на 30 коек. Для тяжелых больных имеется отделение реанимации на 12 коек.
Оба неврологических отделения – у нас и на Стасова – одинаковые по назначению и показателям госпитализации. Районы г. Пензы и области поделены между корпусами. Пациенты одинаковые: инсульты ишемические, геморрагические, транзиторные ишемические атаки.
Для достижения результатов лечения имеется достаточное оснащение диагностическим оборудованием и лекарственными средствами согласно порядку и стандартам оказания медицинской помощи. В стационаре на Стасова расширились возможности для оперативных вмешательств – начали делать тромбэктомии. Там же установлен аппарат МРТ, который необходим для расширенной диагностики.
В отделение общей неврологии, развернутое на 30 койках, госпитализируются пациенты с болевым синдромом при остеохондрозах, с невропатиями периферических нервов, рассеянным склерозом, паркинсонизмом, судорожным синдромом, с церебральными сосудистыми кризами, хронической ишемией мозга, остаточными явлениями перенесенных инсультов.
– О лечении инсультов нашей газете недавно рассказывал Павел Геннадьевич Филиппов (см. публикацию « Возможности медицины в борьбе с инсультом » на сайте «УМ», 16 марта 2024 г.), поэтому давайте подробнее остановимся на кардиологии.
– У нас 2 кардиологических отделения на 120 коек и блок интенсивной терапии на 6 коек. К нам по маршрутизации поступают пациенты с хроническими формами ишемической болезни сердца в случае утяжеления течения или требующие подготовки к проведению эндоваскулярных методов диагностики и лечения, которые могут быть выполнены в стационарных условиях; с нарушениями ритма и проводимости, сопровождающимися прогрессированием сердечной или церебральной сосудистой недостаточности, декомпенсацией хронической сердечной недостаточности, миокардитами, кардиопатиями, эндокардитом, гипертоническими кризами.
Пациенты с острым коронарным синдромом (острый инфаркт, нестабильная стенокардия), тромбоэмболией легочной артерии и другими жизнеугрожающими состояниями доставляются бригадами СМП согласно утвержденной схеме маршрутизации в лечебный корпус на ул. Стасова, 7, где проводится диагностика, в случае исключения острого коронарного синдрома пациенты транспортируются для дальнейшего лечения в наш корпус.
Все наши кардиологи аккредитованные, многие с квалификационными категориями, постоянно повышают свою квалификацию. Сейчас есть прекрасная возможность онлайн-семинаров с ведущими медицинскими центрами Москвы и Санкт-Петербурга.
Мы напрямую взаимодействуем с Национальным медицинским исследовательским центром им. В. А. Алмазова в Санкт-Петербурге. Его специалисты еженедельно для кардиологов проводят лекции, которые можно послушать прямо в ординаторской.
В режиме видеоконференции проводятся клинические разборы сложных диагностических и лечебных ситуаций, представляемых регионами. Специалисты НМИЦ им. В. А. Алмазова дают рекомендации по ведению пациентов. Это здорово, что мы еженедельно имеем возможность общаться напрямую, задавать вопросы ведущим специалистам Центра. А также наши доктора имеют возможность проходить стажировку в этом Центре.
С открытием регионального сосудистого центра (РСЦ) в Клинической больнице № 6 пациенты нашего филиала имеют возможность пройти коронарографию и решить вопрос о необходимости стентирования, что повышает доступность высокотехнологичной медицинской помощи. Раньше такие виды медицинской помощи оказывались только в ФЦ ССХ и в Областной клинической больнице им. Н. Н. Бурденко.
Также в практику введены телемедицинские консультации с Федеральным центром сердечно-сосудистой хирургии г. Пензы. Мы направляем туда документы наших пациентов, у которых в ходе проведенного обследования выявлены многососудистые поражения. В дальнейшем эти пациенты приглашаются на очную консультацию в ФЦ ССХ, где им проводится необходимая дополнительная диагностика. Затем на консилиумах принимается решение о дальнейшей тактике ведения этих пациентов. И если показаны хирургические вмешательства, пациентов госпитализируют в кардиоцентр.
– Если человек занимается спортом, ведет здоровый образ жизни, у него нет риска сердечной болезни?
– Риск есть у всех. Необходим здоровый образ жизни, исключение вредных привычек, что поможет избежать развития болезни, но надо учитывать, что физические возможности у всех разные.
– Нужно ли кардиологическим больным время от времени «лечь прокапаться», как у нас народ говорит?
– Для планового курса лечения есть дневные стационары. К нам в основном попадают декомпенсированные пациенты. Очень обидно, что кардиологические пациенты поступают в запущенном состояние: жидкость скапливается в легких, в брюшной полости, отекают нижние конечности. Такой больной не может лежать, он сидя спит.
Приводим их в состояние компенсации, выписываем домой. И люди думают: «Меня подлечили, мне лучше. Дай-ка я таблетки убавлю, а то я очень много лекарств перепил, перекапал».
Они перестают выполнять рекомендации, к врачам не обращаются. И смотришь, через 2 месяца прибывают снова, потому что как только прекратили лечение, снова приходят в декомпенсированное состояние. Такая, к сожалению, наблюдается картина. Но кардиологический больной, как и пациент с сахарным диабетом, обречен на пожизненный прием поддерживающих доз лекарственных препаратов.
Я помню, когда работала в поликлинике, пациент приходил из стационара, приносил мне выписку и говорил: «Доктор, мне вот это все пить? Может, что-нибудь убавить? А то дорого и много».
Всегда говорю: «Если доктор рекомендовал, значит, надо все».
В рекомендации при выписке любой кардиолог пишет препараты базисные и в скобках препараты, возможные для замены. И уже по ценовой линейке можно выбрать из назначенной группы препарат подешевле, но рекомендации нужно выполнять.
К сожалению, процент готовых педантично принимать, что доктор прописал, невелик и поэтому мы видим повторные госпитализации. Пациенты надеются, что в очередной раз приедут, пролечат и снова будет счастье. Не всегда так получается.
– А что такое отделение амбулаторной реабилитации?
– Отделение амбулаторной реабилитации на 15 посещений в смену мы открыли для тех, кто уже в команде выздоравливающих, это 3-й этап реабилитации. Туда направляют пациентов после инсультов, которые уже самостоятельно передвигаются, тех, кто перенес серьезный перелом и прошел лечение в круглосуточном стационаре, потом в дневном стационаре на Стасова.
Здесь у нас под контролем врача-реабилитолога проводятся ЛФК, массаж, физиотерапия. Для пациентов с речевыми нарушениями после инсультов работают логопед, психолог. Это отделение пользуется спросом. Многие больные пишут благодарности, потому что они приходят в одном состоянии, а через 12–14 дней уходят с хорошим эффектом, особенно после травм.
Стараемся, конечно, больше 15 больных брать, но наши кадровые возможности не позволяют расшириться.
– Как вообще у вас с кадрами?
– Еще недавно с врачебными кадрами было неплохо, но сейчас не хватает реаниматологов, и из неврологии уволились доктора. С апреля для поддержки сельских врачей выделены дополнительные денежные средства, и некоторые приняли решение пойти работать куда-нибудь в район недалеко от города.
Со средним персоналом просто беда. Увольняются медсестры, потому что работа трудная. Мы работаем круглый год в дежурном режиме, больные поступают круглосуточно.
Проблема еще в том, что пациентов очень много. Бывает трудно разместить всех поступающих. Иногда используются приставные койки.
Может быть, это сезон. Весной и осенью обычно идет обострение хронических заболеваний, что приводит к увеличению случаев госпитализации. Но в последние годы наши отделения заполнены круглый год.
И пациенты у нас непростые. Это в основном люди возрастные, у которых букет болезней. Кроме того, они поступают с сопутствующими болезнями – почек, сахарным диабетом, мозговыми сосудистыми проблемами.
– Нина Михайловна, сложности со средним медицинским персоналом возникают потому, что тяжело работать в больнице экстренной помощи?
– Конечно, работа трудная. Буквально на днях заявление написала молодая девушка, студентка, совмещала у нас, дежурила. Спрашиваю: «Почему уходишь? Тебе не нравится?» – «Нравится. Но очень много работы. Я не отдыхаю, не высыпаюсь, не успеваю, устаю».
В неврологических отделениях трудности с тем, что большинство пациентов маломобильные, требующие проведения медицинских манипуляций и ухода в постели, либо их приходится транспортировать из реанимации, на томографию и другие обследования. Медсестры перекладывают пациентов, а многие из них с избыточной массой тела, что физически трудно. Это первое. А второе – оплата. Начинающая медсестра получает 17 тыс. руб. Денежный вопрос – это важно.
– После училища к вам приходят с охотой?
– В прошлом году минздрав направил к нам на всю 6-ю больницу где-то 20 медсестер после училища. Кто-то из них вообще не дошел, а 5 уволились через месяц работы, поняли, что работа не для них.
Сейчас существует сеть частных кабинетов, частных клиник, где медсестра будет работать в чистом халатике, без дежурства, без оказания экстренной помощи. Они пришли чистенькие, с маникюром, выполнили свою работу и ушли спокойно.
Сейчас медсестра из неврологии увольняется и устраивается в процедурный кабинет поликлиники, где она выполняет инъекции, осуществляет забор крови на анализы, проводит санитарную обработку рабочего места и уходит домой, без ночных дежурств. А зарплата в поликлинике больше.
Вот такая разница. Когда в прежние годы был введен нацпроект «Здоровье», отток медицинских работников из стационара пошел в поликлинику, потому что там были дополнительные выплаты – плюс 10 тыс. руб. врачу общей практики или участковому, плюс 5 тыс. руб. медсестре. Это решило кадровые вопросы амбулаторно-поликлинической службы.
У нас была и остается большая проблема с медсестрами-анестезистками, которые работают в реанимации. Это особая специальность, золотой фонд больницы, правая рука реаниматолога. Работа сложнее, чем у палатных медсестер, хотя и у них работа в экстренной больнице непростая. Но реанимация – это совсем другое, а зарплата получается одинаковая.
Поэтому наши проблемы висят в воздухе, сестры продолжают увольняться. Порой хочется плакать. Кто будет работать?!
Приходят студенты на практику. «Девочки, вам понравилось? Вы придете к нам работать?» – «Нет». – «Ну вы же учитесь в медучилище. Зачем же вы туда пошли?» – «Мама захотела», «Папа захотел».
И вот они идут в косметологические кабинеты, в частные клиники, обучаются массажу, а некоторые просто уходят из профессии.
– Но Вы остались в медицине, несмотря на трудности.
– Я осталась, потому что полюбила медицину с института. Мне моя профессия нравится, и я просто не представляю, кем бы я еще была. Как хорошо, что мама это угадала.
Как говорят, счастливый человек тот, у которого работа и хобби совпали. Вот у меня они совпали. Я с удовольствием прихожу на работу и не тороплюсь уходить, с удовольствием делаю все, что входит в мои обязанности и даже больше, потому я счастливый человек – у меня все совпало.
Интервью взяла Екатерина Куприянова

Автор  Екатерина Куприянова

Последние новости

Влияние антибиотиков на риск рака кишечника

Эксперты предупреждают о последствиях бесконтрольного приема антибиотиков.

Опасности переохлаждения: советы врача из Пензы

Медицинские рекомендации по предотвращению заболеваний в холодное время года.

Неожиданное похолодание в Краснодарском крае

Синоптики предупреждают о резком снижении температуры и неблагоприятных погодных условиях.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Москве на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *